Александр Бальтазар Гримо де Ла Реньер (фр. Alexandre Balthazar Laurent Grimod de La Reynière), 20 ноября 1758 г. — 25 декабря 1837 г. — французский гастроном и кулинарный критик, один из зачинателей этого жанра.
Гримо родился в Париже. Его родители были очень богаты и владели особняком на Елисейских полях, однако, они сторонились сына, так как он родился с инвалидностью — на кистях его рук не было пальцев. Практически всю свою жизнь он не снимал протезы, скрытые под перчатками из белоснежной кожи. Родители считали, что “непохожестью” на людей он позорит свою семью.
Свое отрочество он провел фактически в затворничестве, его не допускали к семейным праздникам, не брали на выезды в свет. Вместо этого все свободное время он посвящал чтению и в дальнейшем стал известен как один из образованнейших людей своего времени.
Став старше, Гримо де Ла Реньер обзавелся друзьями и начал бывать в свете. С 1777 г. он начал сотрудничать, как корреспондент-любитель, с парижским журналом “Journal des Théatres” (“Журнал Театров), занимаясь театральной критикой. В отсутствие родителей он устраивал для друзей вечеринки в семейном особняке, однако его отец, однажды вернувшись без предупреждения, в гневе от увиденного, прогнал сына из дома, лишил наследства и даже попытался заточить его в монастырь в г. Нанси.
Он встречался с философами, литераторами и художниками. Раз в две недели устраивал обеды, которые высоко ценились в обществе. Продукты для этих обедов он лчино выбирал на парижских рынках, где его прозвали “генеральным откупщиком кухни” ( фр. fermier général de la cuisine).
В конце января 1783 г., он разослал приглашения на свои похороны 17 известным людям, среди которых были советники, члены парламента и юристы, такими же холостяками, как и он сам. Поминки “Вечера и надгробья” должны были пройти 1 февраля 1783 г. По мнению одних современников эти поминки должны были доказать, что он выдающийся философ, по мнению других, таким образом, он прорекламировал свою книгу “Философские размышления об удовольствии. От холостяка” (фр. Réflexions philosophiques sur le plaisir. Par un célibataire.”). Как бы то ни было, поминки удались на славу и, спустя 8 месяцев, в свет вышло второе издание книги.
В 1784 г. он организовал очередную вечеринку – “Археологический ужин”, в ходе которого подавались античные блюда, сопровождаемые физическими опытами и театром китайских теней. Вокруг него постоянно кипела святская жизнь, появлялись новые знакомые и укреплялись старые связи.
В 1790 г. актриса Аделаида-Тереза Фушер родила ему внебрачную дочь.
В жизни гастронома Гримо де Ла Реньеру произошло много событий: на Елисеевских полях, средь бела дня, он стрелялся на пистолетах и застрелил соперника, издав в 1786 г. дерзкие мемуары парижского адвоката, он на два годы был сослан в аббатство Домевр.
Вернувшись из ссылки, он открыл в Лионе торговую точку «Гримод и компания, магазины Монпелье, на улице Мерсьер»: оптовый продуктовый, аптечный и парфюмерный магазины, а также вышивальную фабрику. С 1803 по 1812 гг. он ежегодно издавал в Париже «Альманах гурманов» (фр. l’Almanach des Gourmands), посвященный обзору парижских ресторанов, ставший прообразом для множества изданий того же рода.
В 1812 г. Гримо де Ла Реньер, после смерти своих родителей, женился на своей избраннице Аделаиде-Терезе Фушер и удалился в загородный дом Шато-де-Вилье-сюр-Орж, расположенный неподалеку от Парижа, где в спокойной обстановке прожил еще около 25 лет.
Гримо де Ла Реньер был также известным острословом и автором афоризмов: “Некоторые люди боятся за столом перевернутой солонки и числа тринадцать. Этого числа следует опасаться если еды только на двенадцать человек, что касается солонки, главное, чтобы она не просыпалась во вкусное блюдо.” |
Гримо де Ла Реньер, фактически, изобрел такие жанры, как: гастрономический гид (в дальнейшем самым известным изданием такого рода станет гид Мишлен) и специальный гастрономический журнал. Кроме того, Гримо де Ла Реньер, мнение которого было важно для всех рестораторов Парижа, оказал огромное влияние на французскую кухню, разграничив в кулинарной сфере высокое и низменно-повседневное, и, фактически, очертив границы высокой кухни и хорошего вкуса в сфере гастрономии, которым французские кулинары до некоторой степени продолжают следовать до сих пор.